Музыкальный руководитель
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
30.01.2023
В. Сухомлинский
"Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а,
прежде всего, воспитание человека."
«Умение
слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической
культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»
«Музыка - могучий источник
мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие
ребёнка (…). Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли,
стремления»
Музыкальное развитие детей в ДОУ
осуществляется путём реализации рабочей программы по направлению
«Художественно-эстетическое развитие» - раздел «Музыка», разработанной в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования и с учетом примерной основной общеобразовательной
программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Цель: развитие
музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение
следующих задач: развитие музыкально-художественной деятельности; 2. приобщение
к музыкальному искусству: развитие способности эмоционально воспринимать
музыку; развитие музыкальности детей.
Задача по музыкальному
развитию заключается не в обучении детей специальным умениям, а в развитии
личности каждого ребенка. Музыкальное развитие в детском саду не предполагает
профессионального музыкального, хорового или танцевального образования. Задача
значительно шире и благороднее, а потому труднее: открыть ребенку дверь в мир
музыки, познакомить со звучанием окружающего мира и его внутреннего «я», дать
возможность реализовать себя с помощью музыки, ощутить гармонию и красоту
Программа музыкального развитиявключает в себя следующие разделы:
·
восприятие (слушание);
·
пение;
·
музыкально-ритмические движения;
·
игра на детских музыкальных инструментах.
Рабочая программа состоит из разделов, расчитанных на 5 лет обучения:
1 год – 1младшая группа - группа раннего
развития (от 2 до 3 лет);
2 год – 2 младшая группа (от 3 до 4 лет);
3 год – средняя группа (от 4 до 5 лет);
4 год – старшая группа (от 5 до 6 лет);
5 год – подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Основные формы организации музыкальной
деятельности:
1.Подготовка и проведение праздников: традиционных, обрядовых и сюрпризных.
2.Посещение музыкальным руководителем детей в группе.
3.Проведение образовательной деятельности по музыкальному развитию 2 раза в
неделю в каждой возрастной группе.
Виды занятий
·
традиционные занятия;
·
доминантные;
·
тематические;
·
комплексные;
· интегрированные.
Структура музыкального занятия:
·
вводная часть,
·
заключительная часть
Роль воспитателя на музыкальных занятиях
30.01.2023
Музыкальное занятие -
это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального
воспитания и развития детей.
Воспитатель
осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду –
следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально –
педагогического процесса.
Ведущая роль на
музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может
донести до детей особенности музыкальных произведений.
Ведущая роль
музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
Часто воспитатели
допускают следующие ошибки на занятиях:
·
воспитатель сидит с безучастным видом;
·
воспитатель перебивает исполнение;
·
даёт словесные указания наравне с муз.
руководителем (хотя двух центров внимания быть не может);
·
нарушает ход занятия (входит и выходит
из зала).
Воспитатель обязан
присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе
обучения детей:
·
поет вместе с детьми (не заглушая
детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы
показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.;
·
при обучении детей
музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во
всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере
необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая
отдельные указания в пляске, игре);
·
направляет самостоятельную музыкальную
деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя
выученный с муз. руководителем материал.
Воспитатель должен
уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных
занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на
каждом инструменте.
Повторяет движения
танцев.
Чем активнее воспитатель
делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях,
в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение
одного и того же, т.е. «топтание на месте».
Успехи воспитателя в
значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с
ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному
руководителю заниматься непосредственно с детьми.