ДООП

Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Уровень программы: базовый.
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа:
 Федеральный Закон РФ от 29.12.2012г. ФЗ-273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г.
№1726-р;
 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);
 Приказ Министерства образования и науки РФ от23.08.2017г. №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо
Министерства образования и науки РФ от 18.10.2015г. №09-3242 «О
направлении информации».
 Устав МКДОУ «Детский сад №7».
Программа рассчитана на обучение детей хореографии, постановку и
исполнение несложных концертных номеров. Здесь использованы современные
методики и новации, опираясь на свой личный практический опыт работы в
области хореографии.
Данная программа разработана в рамках художественной направленности.
По данной программе могут заниматься дети заявленного возраста. Содержанием
ДООП является обучение умению двигаться в различных музыкальных ритмах,
подготовку в области современной хореографии, носящую общеразвивающие
физические и хореографические функции, формирование навыков правильного и
выразительного движения. Немаловажным является и то, что в процессе
практических занятий педагог знакомит детей не только с правильным
2

техническим исполнением движений, но и с внешним обликом и стилем
национальных костюмов разных народностей, манерой поведения.
Новизна и оригинальность авторских идей заключается в поиске новых
форм и путей совершенствования через учебный материал на многонациональной
основе (образы и особенности танца), через разнообразные методы достижения
цели, через изучение актерского мастерства.
Отличительной особенностью является отражение в содержании не только
объемной базы теоретического материала, но и взаимосвязи с такими предметами,
как история, этикет, литература, театр и музыка, культура разных народов.
Актуальность программы обусловлена возрастающим интересом детей к
танцевальной культуре, их потребностью к самореализации в художественноэстетической
деятельности
и
соответствует
задачам
современного
дополнительного образования.
Педагогическая целесообразность программы в том, что в процессе её
освоения у детей развиваются интеллектуальные и творческие способности.
Адресат программы: 5-7 лет.
Срок реализации программы: 3учебных года.
Объем программы: 126 часа.
Режим занятий: Периодичность занятий 2 часа в неделю. Занятия проводятся по
20 / 25 / 30 минут, перерыв на отдых – 10 минут.
Наполняемость группы: 15 – 20 человек
Форма обучения: очная.
Приемы и методы работы:
 словесные (лекции, беседы, рассказы и т.д.);
 практические (занятия, упражнения, этюды, практические задания);
 активные (игровые, инсценировки, актерское мастерство).
Формы занятий:
 индивидуальные;
 групповые;
 практические;
 парные;
3

 коллективные;
 разновозрастные.
Цель программы: приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать
эстетическому и нравственному развитию дошкольников.
Задачи программы:
Личностные:
 выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством
хореографического искусства;
 обучить детей танцевальным движениям;
 привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в
движении ее многообразие и красоту;
 сформировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер,
передавать их танцевальными движениями;
 сформировать пластику, культуру движения, их выразительность;
 сформировать умение ориентироваться в пространстве;
 сформировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Предметные:
 развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные
способности;
 сформировать общую культуру личности ребенка, способность
ориентироваться в современном обществе;
 сформировать нравственно-эстетические отношения между детьми и
взрослыми;
 создать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.
Метапредметные:
 развить творческие способности детей;
 развить музыкальный слух и чувство ритма;
 развить воображение, фантазию;
 укрепить здоровья детей.
Принципы и подходы работы
 принцип сознательности и активности - обучение эффективно, когда
ребенок проявляет познавательную и двигательную активность;

4

 принцип системности и последовательности предполагает преподавание
и усвоение навыков и умений в определенном порядке, системе;
 принцип доступности требует учитывать особенности развития детей, их
уровень усвоения музыки и движений;
 принцип наглядности - ИКТ, включают в работу максимальное
количество органов чувств: зрительный, слуховой и тактильный;
 принцип полноты и целостности музыкального образования детей,
подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам
детской музыкально-двигательной деятельности, их органическую
взаимосвязь.
Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:
 музыкально-ритмические
упражнения
на
освоение,
закрепление
музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;
 пляски: парные народно-тематические;
 игры: сюжетные, музыкально-дидактические;
 хороводы;
 построения, перестроения;
 упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами, мячами и пр.;
 задания на танцевальное и игровое творчество.

Структура занятия состоит из трех частей:
 I часть включает задания на умеренную моторную двигательную
активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки
разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего
времени занятия.
 II часть включает задания с большой двигательной активностью,
разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени
занятия.
 III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс
упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По
длительности – 2-3 минуты.

Планируемые результаты:
Личностные:
5

 выявлены и раскрыты творческие способности дошкольника посредством
хореографического искусства;
 дети умеют выполнять танцевальные движения;
 у детей есть основные навыки умения слушать музыку и передавать в
движении ее многообразие и красоту;
 сформировано умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер,
передавать их танцевальными движениями;
 сформирована пластика, культура движения, их выразительность;
 сформировано умение ориентироваться в пространстве;
 сформирована правильная постановка корпуса, рук, ног, головы.
Предметные:
 дети активны и самостоятельны, развиты коммуникативные способности;
 сформирована общая культура личности ребенка, способность
ориентироваться в современном обществе;
 сформированы нравственно-эстетические отношения между детьми и
взрослыми;
 создана атмосфера радости детского творчества в сотрудничестве.
Метапредметные:
 развиты творческие способности детей;
 развиты музыкальный слух и чувство ритма;
 развито воображение, фантазия;
 укрепляется здоровье детей.
Кадровое обеспечение программы:
№

1

ФИО
Педагогического
работника
Хамукова
Валерьевна

Елена

Наименование
дисциплины

Уровень образования
педагогического
работника

хореография

Высшее;
профессиональная
переподготовка; курсы
повышения
квалификации.

6

Учебный план
1-ый год обучения
№

Тема раздела, занятия

1.

Введение

2.

Основы танцевальной
культуры
Общеразвивающие и
укрепляющие
упражнения.
Развитие танцевальных
умений и навыков
(бальный танец, детский
танец, элементы
импровизации)
Партерная гимнастика

3.
4.

5.

6.

Промежуточная
аттестация

Количество часов
всего теория практика
2
1
1

2

2

10

2

8

Наблюдение

26

5

21

Беседа, показ,
игровые приемы

30

5

25

2

1

1

Партерный тренинг
с использованием
коллективных,
групповых, парных
форм
Открытый урок

7.
ВСЕГО:

Форма аттестации
/ контроля
Беседа с
включением
презентации
«Хореография как
вид искусства»
Упражнения

72
часа

7

Содержание учебного плана
1-ый год обучения
1. Вводное занятие – 2 часа
Теория: инструктаж по технике безопасности. Беседа с включением презентации
«Хореография – как вид искусства».
Практика: игровые упражнения, позиционные игры на знакомство в группе
(«Меня зовут...», «Кружочек», «Угадай с полуслова» и.т.д.).
2. Основы танцевальной культуры – 2 часа
Теория: Беседы «Что нужно для занятий танцем?». Хореографический зал и
сцена. Понятие зрительской культуры. Понятие танцевальной культуры.
Презентация «Такие разные танцы».
3. Общеразвивающие и укрепляющие упражнения – 10 часов
Теория: Анатомо-физиологические и психологические особенности, творческие
возможности обучающихся.
Практика: Первые движения под музыку. Ритмические упражнения с
музыкальным заданием. Упражнения на ориентировку в пространстве. Поклон.
Тесты и упражнения, позволяющие оценить возможности. Первичная
диагностика обучающихся.
4. Развитие танцевальных умений и навыков – 26 часов
Теория: мелодия и движение. Правила и логика перестроений из одних рисунков в
другие. Логика поворотов вправо и влево. Соотнесение пространственных
построений с музыкой. Ключевые понятия: «Темп» (быстро, медленно,
умеренно), «Музыкальные размеры 4/4,2/4,3/4», «Контрастная музыка» (быстраямедленная, веселая-грустная), «Ритмические рисунки». «Перестроения».
«Повороты». «Такт» и «Затакт».
Практика: игровые приемы, выполнение музыкально-ритмических заданий и
упражнений направленных на выработку навыков. Ровные построения и
перестроения. Маршировка в темпе и ритме. Движение по направлениям вперед,
назад, в сторону. Переступания и шаги «с приставкой». Упражнения на
координацию и развитие двигательной памяти.
5. Партерная гимнастика – 30 часов
Теория: Партерный тренинг с использованием коллективных, групповых, парных
форм организации занятия.
Практика: упражнения:
 на напряжение и расслабление мышц тела;
 на улучшение гибкости шеи
8

 улучшения эластичности мышц плеча и предплечья,
подвижности локтевого сустава;
 на подвижность суставов;
 для развития гибкости плечевого и поясного суставов;
 для улучшения гибкости позвоночника;
 на развитие эластичности мышц ног;
 на выработку выворотности;
 на укрепление мышц спины и брюшного пояса
 для исправления осанки;
6. Промежуточная аттестация – 2 часа

9

развития

Учебный план
2-ой год обучения
№

Тема раздела, занятия

Количество часов
всего теория практика

1.

Введение

2

1

1

2.

Основы танцевального
искусства
Общеразвивающие и
укрепляющие упражнения.
Элементы классического
танца
Элементы народного танца
Репетиционная работа

4

1

3

4

0

4

24

4

20

24
10

4
1

20
9

2
72
часа

1

1

3.
4.
5.
6.
7.

Промежуточная аттестация
ВСЕГО:

10

Форма
аттестации /
контроля
Инструктаж по
технике
безопасности
Беседа
Промежуточный
контроль
Упражнения
Упражнения
Концертный
номер
Творческий отчет

Содержание учебного плана
2-ой год обучения

1. Введение – 2 часа
Теория: правила посещения творческого объединения. Инструктаж по технике
безопасности
2. Основы танцевального искусства – 2 часа
Теория: Основные правила танцевального этикета. Дискуссионная беседа о
вежливости, безопасности, ответственности.
Практика: Отработка танцевально-исполнительской культуры народов
Северного Кавказа. Беседа, подбор материалов к презентации.
3. Общеразвивающие и укрепляющие упражнения – 8 часов
Практика: Ритмические упражнения с музыкальным заданием. Упражнения на
ориентировку в пространстве. Постановка хореографических этюдов.
4. Элементы классического танца – 24 часа
Теория: Изучение элементов классического танца.
Практика: Упражнения у станка: Demi plie и Grand plie в 4 позиции, Battement
tendu крестом по 5 позиции, Battement tendu jete по 5 позиции, Rond de jambe par
terre Demi и Grand c Passe par terre, Bt. fondu носком в пол (лицом к станку) во 2
полугодии - одной рукой за палку, Relevelent крестом из 5 позиции, Grand bt.
tendu jete крестом из 5 позиции. Упражнения на середине: Прыжки Allegro.Temys
leve saute по 6 позициям (кроме IV позиции ног).
5. Элементы народного танца – 24 часа
Теория: Характерные особенности кабардинского
танца. Видеопросмотры
концертных
выступлений
известных
ансамблей
кавказского
танца,
видеопрезентация детских коллективов, исполняющих национальные танцы
Кавказа. Экзерсис у станка.
Практика: Упражнения:
 раскрывание ноги на 90°(основной вид);
 большие броски (основной вид);
 низкие и высокие развороты (основной вид).
Экзерсис на середине:
 моталочка;
 веревочка;
 ковырялочка;
 вращение на середине и в продвижении по диагонали;
 дробные выстукивания, 1,2 вида ключа;
11

 различные виды ходов (переменный шаг, притопы, «Елочка», «Гармошка»).
6. Репетиционная работа – 10 часов
Теория: Слушание и анализ мелодий для северокавказских танцев. Просмотр
постановок известных ансамблей кавказского танца.
Практика: отработка основных движений и сложных моментов танца. Изучение
сольного танца. Подготовка к выступлению.
7. Промежуточная аттестация – 2 часа
Оценочные материалы:
 тесты;
 опросники;
 индивидуальные карты.

12

Учебный план
3-ий год обучения
№

Тема раздела, занятия

Количество часов
всего теория практика
1

Форма
аттестации /
контроля
Инструктаж по
технике
безопасности
Беседа

2

10

Беседа, игры

30

6

24

Концертный
номер

24

4

20

2

1

1

Концертный
номер
Отчетный
концерт

1.

Введение

2

1

2.

Основы танцевального
искусства
Развитие творческих
способностей
(импровизация, музыкально
– ритмические игры)
Постановка
хореографических
композиций
Танцы наров Северного
Кавказа
Итоговая аттестация

2

2

12

3.

4.
5.
6.

ВСЕГО:

72
часа

13

Содержание учебного плана
3-ий год обучения
1. Введение – 2 часа
Теория: Правила поведение в учреждении. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с целями и задачами на учебный год.
Практика: Упражнения под музыку.
2. Основы танцевального искусства – 2 часа
Теория: Танцевальная и песенно-музыкальная культура Северного Кавказа.
Общие и отличительные свойства в хореографии народов Северного Кавказа.
Национальный костюм.
Практика: Упражнения под музыку.
3. Развитие творческих способностей – 16 часов
Теория: Импровизация в танце. Упражнения.
Практика: музыкально – ритмические игры:
 Веселые подружки;
 Глашенька учит танцевать;
 Зайцы;
 Петушок;
 Тук-тук молотком
Импровизированные танцы, упражнения.
4. Постановка хореографических композиций – 30 часов
Теория: Постановка новых танцев
Практика: Работа над композицией и движениями изученных танцев. Отработка
движений танца. Отработка сложных моментов танца. Работа над концертным
репертуаром.
5. Танцы наров Северного Кавказа – 24 часа
Теория: Просмотр танцев народов Северного Кавказа
Практика: Разучивание упражнений.
Элементы молодежного танца :
 Ход движения на всю ступню;
 Основные движения рук;
 Боковой ход на носках;
 Круговой ход на полупальцах;
 Круговое движение на коленях на полу;
 Прыжки с полным поворотом в воздухе;
 Боковой ход «Припадание»;
 Ковырялочка (прямая, боковая);
14

 Шане по диагонали;
 Хлопки рук перед собой, сверху-вниз;
 Повороты;
 Прыжки с двух ног, согнутыми назад;
 Трюки одинарные, двойные.
6. Итоговая аттестация – 2 часа
Отчетный концерт

Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
2 год
3 год

Дата начала
учебного
года
01.09.23г.
01.09.23г.
01.09.23г.

Дата
окончания
учебного года
31.05.24г.
31.05.24г.
31.05.24г.

Количество
учебных
недель
36
36
36
Итого:

Количество
учебных часов в
год
72
72
72
216

Условия реализации программы
Занятия по хореографии проводятся в большом помещении с хорошей
акустикой, зеркалами, вентиляцией. Зал оборудован в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями.
В зале имеются все необходимые
материально-технические средства обучения.
Материально-техническое обеспечение:
Для успешной реализации программы необходимы следующие средства
обучения:
 светлый и просторный зал;
 зеркальная стена;
 деревянный или паркетный настил пола;
 аудиоаппаратура;
 музыкальный центр;
 колонки;
 сценические костюмы для концертов;
 различная атрибутика занятий;
 MP3 – музыка с национальными мотивами разных кавказских народов;
15

 специальная тренировочная
брюки.юбки).

одежда

и

обувь

(чешки,

трикотажные

Учебно-методическое и информационное обеспечение










данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
учебная литература;
методические пособия;
инструктаж по охране труда и технике безопасности;
тематические презентации;
Интернет-ресурсы;
CD-диски с записями различных национальных мелодий;
MP3-музыка национальных мотивов разных народов;
аудио- и видео- материалы:
Форма аттестации:

 итоговые занятия;
 показ освоенного материала родителям;
 выступление с танцевальными номерами на праздниках и развлечениях;
 отчетный концерт.
Для полноценной реализации программы применяются следующие виды
контроля:
 входной контроль;
 текущий контроль;
 промежуточный контроль;
 итоговый контроль.
Оценочные материалы
Мониторинг развития практических навыков в области танцевального
искусства и развития эстетического вкуса, освоения программы «Хореография»
осуществляется в форме наблюдения за детьми и оценивания уровня
приобретения практических знаний и умений (низкий, средний, высокий). На
каждого ребенка заполняется карта освоения программы «Хореография».
Оценочные материалы: тесты, опросники, индивидуальные карты.
Оценка уровня:
«высокий» уровень - все показатели отмечены знаком «+»;
«средний» уровень - большинство показателей отмечены знаком «+»;
«низкий» уровень - большинство показателей отмечены знаком « - ».

16

Список литературы:
Для детей:
1. Барышникова Т.К. Азбука хореографии, СПб., 1996г.
2. Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение, Москва,
1984г.
3. Звездочкин В.А. Классический танец, Ростов н/д, 2003г.
Для педагогов:
1. Основы актерского мастерства по методике Корогодского З., М., 2008г. №1
«Я вхожу в мир искусств»
2. Нагайцева Л.Г. Адыгские народные танцы, Издательство «Эльбрус» Нальчик,
1986г.
3. Холфина С. «Вспоминая мастеров Московского балета...», Москва
«Искусство», 1990г.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 18.04.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(866)2-97-46-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».