Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Уровень программы: базовый.
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа:
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012г. ФЗ-273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г.
№1726-р;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);
Приказ Министерства образования и науки РФ от23.08.2017г. №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо
Министерства образования и науки РФ от 18.10.2015г. №09-3242 «О
направлении информации».
Устав МКДОУ «Детский сад №7».
Программа рассчитана на обучение детей хореографии, постановку и
исполнение несложных концертных номеров. Здесь использованы современные
методики и новации, опираясь на свой личный практический опыт работы в
области хореографии.
Данная программа разработана в рамках художественной направленности.
По данной программе могут заниматься дети заявленного возраста. Содержанием
ДООП является обучение умению двигаться в различных музыкальных ритмах,
подготовку в области современной хореографии, носящую общеразвивающие
физические и хореографические функции, формирование навыков правильного и
выразительного движения. Немаловажным является и то, что в процессе
практических занятий педагог знакомит детей не только с правильным
2
техническим исполнением движений, но и с внешним обликом и стилем
национальных костюмов разных народностей, манерой поведения.
Новизна и оригинальность авторских идей заключается в поиске новых
форм и путей совершенствования через учебный материал на многонациональной
основе (образы и особенности танца), через разнообразные методы достижения
цели, через изучение актерского мастерства.
Отличительной особенностью является отражение в содержании не только
объемной базы теоретического материала, но и взаимосвязи с такими предметами,
как история, этикет, литература, театр и музыка, культура разных народов.
Актуальность программы обусловлена возрастающим интересом детей к
танцевальной культуре, их потребностью к самореализации в художественноэстетической
деятельности
и
соответствует
задачам
современного
дополнительного образования.
Педагогическая целесообразность программы в том, что в процессе её
освоения у детей развиваются интеллектуальные и творческие способности.
Адресат программы: 5-7 лет.
Срок реализации программы: 3учебных года.
Объем программы: 126 часа.
Режим занятий: Периодичность занятий 2 часа в неделю. Занятия проводятся по
20 / 25 / 30 минут, перерыв на отдых – 10 минут.
Наполняемость группы: 15 – 20 человек
Форма обучения: очная.
Приемы и методы работы:
словесные (лекции, беседы, рассказы и т.д.);
практические (занятия, упражнения, этюды, практические задания);
активные (игровые, инсценировки, актерское мастерство).
Формы занятий:
индивидуальные;
групповые;
практические;
парные;
3
коллективные;
разновозрастные.
Цель программы: приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать
эстетическому и нравственному развитию дошкольников.
Задачи программы:
Личностные:
выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством
хореографического искусства;
обучить детей танцевальным движениям;
привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в
движении ее многообразие и красоту;
сформировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер,
передавать их танцевальными движениями;
сформировать пластику, культуру движения, их выразительность;
сформировать умение ориентироваться в пространстве;
сформировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Предметные:
развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные
способности;
сформировать общую культуру личности ребенка, способность
ориентироваться в современном обществе;
сформировать нравственно-эстетические отношения между детьми и
взрослыми;
создать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.
Метапредметные:
развить творческие способности детей;
развить музыкальный слух и чувство ритма;
развить воображение, фантазию;
укрепить здоровья детей.
Принципы и подходы работы
принцип сознательности и активности - обучение эффективно, когда
ребенок проявляет познавательную и двигательную активность;
4
принцип системности и последовательности предполагает преподавание
и усвоение навыков и умений в определенном порядке, системе;
принцип доступности требует учитывать особенности развития детей, их
уровень усвоения музыки и движений;
принцип наглядности - ИКТ, включают в работу максимальное
количество органов чувств: зрительный, слуховой и тактильный;
принцип полноты и целостности музыкального образования детей,
подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам
детской музыкально-двигательной деятельности, их органическую
взаимосвязь.
Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:
музыкально-ритмические
упражнения
на
освоение,
закрепление
музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;
пляски: парные народно-тематические;
игры: сюжетные, музыкально-дидактические;
хороводы;
построения, перестроения;
упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами, мячами и пр.;
задания на танцевальное и игровое творчество.
Структура занятия состоит из трех частей:
I часть включает задания на умеренную моторную двигательную
активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки
разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего
времени занятия.
II часть включает задания с большой двигательной активностью,
разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени
занятия.
III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс
упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По
длительности – 2-3 минуты.
Планируемые результаты:
Личностные:
5
выявлены и раскрыты творческие способности дошкольника посредством
хореографического искусства;
дети умеют выполнять танцевальные движения;
у детей есть основные навыки умения слушать музыку и передавать в
движении ее многообразие и красоту;
сформировано умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер,
передавать их танцевальными движениями;
сформирована пластика, культура движения, их выразительность;
сформировано умение ориентироваться в пространстве;
сформирована правильная постановка корпуса, рук, ног, головы.
Предметные:
дети активны и самостоятельны, развиты коммуникативные способности;
сформирована общая культура личности ребенка, способность
ориентироваться в современном обществе;
сформированы нравственно-эстетические отношения между детьми и
взрослыми;
создана атмосфера радости детского творчества в сотрудничестве.
Метапредметные:
развиты творческие способности детей;
развиты музыкальный слух и чувство ритма;
развито воображение, фантазия;
укрепляется здоровье детей.
Кадровое обеспечение программы:
№
1
ФИО
Педагогического
работника
Хамукова
Валерьевна
Елена
Наименование
дисциплины
Уровень образования
педагогического
работника
хореография
Высшее;
профессиональная
переподготовка; курсы
повышения
квалификации.
6
Учебный план
1-ый год обучения
№
Тема раздела, занятия
1.
Введение
2.
Основы танцевальной
культуры
Общеразвивающие и
укрепляющие
упражнения.
Развитие танцевальных
умений и навыков
(бальный танец, детский
танец, элементы
импровизации)
Партерная гимнастика
3.
4.
5.
6.
Промежуточная
аттестация
Количество часов
всего теория практика
2
1
1
2
2
10
2
8
Наблюдение
26
5
21
Беседа, показ,
игровые приемы
30
5
25
2
1
1
Партерный тренинг
с использованием
коллективных,
групповых, парных
форм
Открытый урок
7.
ВСЕГО:
Форма аттестации
/ контроля
Беседа с
включением
презентации
«Хореография как
вид искусства»
Упражнения
72
часа
7
Содержание учебного плана
1-ый год обучения
1. Вводное занятие – 2 часа
Теория: инструктаж по технике безопасности. Беседа с включением презентации
«Хореография – как вид искусства».
Практика: игровые упражнения, позиционные игры на знакомство в группе
(«Меня зовут...», «Кружочек», «Угадай с полуслова» и.т.д.).
2. Основы танцевальной культуры – 2 часа
Теория: Беседы «Что нужно для занятий танцем?». Хореографический зал и
сцена. Понятие зрительской культуры. Понятие танцевальной культуры.
Презентация «Такие разные танцы».
3. Общеразвивающие и укрепляющие упражнения – 10 часов
Теория: Анатомо-физиологические и психологические особенности, творческие
возможности обучающихся.
Практика: Первые движения под музыку. Ритмические упражнения с
музыкальным заданием. Упражнения на ориентировку в пространстве. Поклон.
Тесты и упражнения, позволяющие оценить возможности. Первичная
диагностика обучающихся.
4. Развитие танцевальных умений и навыков – 26 часов
Теория: мелодия и движение. Правила и логика перестроений из одних рисунков в
другие. Логика поворотов вправо и влево. Соотнесение пространственных
построений с музыкой. Ключевые понятия: «Темп» (быстро, медленно,
умеренно), «Музыкальные размеры 4/4,2/4,3/4», «Контрастная музыка» (быстраямедленная, веселая-грустная), «Ритмические рисунки». «Перестроения».
«Повороты». «Такт» и «Затакт».
Практика: игровые приемы, выполнение музыкально-ритмических заданий и
упражнений направленных на выработку навыков. Ровные построения и
перестроения. Маршировка в темпе и ритме. Движение по направлениям вперед,
назад, в сторону. Переступания и шаги «с приставкой». Упражнения на
координацию и развитие двигательной памяти.
5. Партерная гимнастика – 30 часов
Теория: Партерный тренинг с использованием коллективных, групповых, парных
форм организации занятия.
Практика: упражнения:
на напряжение и расслабление мышц тела;
на улучшение гибкости шеи
8
улучшения эластичности мышц плеча и предплечья,
подвижности локтевого сустава;
на подвижность суставов;
для развития гибкости плечевого и поясного суставов;
для улучшения гибкости позвоночника;
на развитие эластичности мышц ног;
на выработку выворотности;
на укрепление мышц спины и брюшного пояса
для исправления осанки;
6. Промежуточная аттестация – 2 часа
9
развития
Учебный план
2-ой год обучения
№
Тема раздела, занятия
Количество часов
всего теория практика
1.
Введение
2
1
1
2.
Основы танцевального
искусства
Общеразвивающие и
укрепляющие упражнения.
Элементы классического
танца
Элементы народного танца
Репетиционная работа
4
1
3
4
0
4
24
4
20
24
10
4
1
20
9
2
72
часа
1
1
3.
4.
5.
6.
7.
Промежуточная аттестация
ВСЕГО:
10
Форма
аттестации /
контроля
Инструктаж по
технике
безопасности
Беседа
Промежуточный
контроль
Упражнения
Упражнения
Концертный
номер
Творческий отчет
Содержание учебного плана
2-ой год обучения
1. Введение – 2 часа
Теория: правила посещения творческого объединения. Инструктаж по технике
безопасности
2. Основы танцевального искусства – 2 часа
Теория: Основные правила танцевального этикета. Дискуссионная беседа о
вежливости, безопасности, ответственности.
Практика: Отработка танцевально-исполнительской культуры народов
Северного Кавказа. Беседа, подбор материалов к презентации.
3. Общеразвивающие и укрепляющие упражнения – 8 часов
Практика: Ритмические упражнения с музыкальным заданием. Упражнения на
ориентировку в пространстве. Постановка хореографических этюдов.
4. Элементы классического танца – 24 часа
Теория: Изучение элементов классического танца.
Практика: Упражнения у станка: Demi plie и Grand plie в 4 позиции, Battement
tendu крестом по 5 позиции, Battement tendu jete по 5 позиции, Rond de jambe par
terre Demi и Grand c Passe par terre, Bt. fondu носком в пол (лицом к станку) во 2
полугодии - одной рукой за палку, Relevelent крестом из 5 позиции, Grand bt.
tendu jete крестом из 5 позиции. Упражнения на середине: Прыжки Allegro.Temys
leve saute по 6 позициям (кроме IV позиции ног).
5. Элементы народного танца – 24 часа
Теория: Характерные особенности кабардинского
танца. Видеопросмотры
концертных
выступлений
известных
ансамблей
кавказского
танца,
видеопрезентация детских коллективов, исполняющих национальные танцы
Кавказа. Экзерсис у станка.
Практика: Упражнения:
раскрывание ноги на 90°(основной вид);
большие броски (основной вид);
низкие и высокие развороты (основной вид).
Экзерсис на середине:
моталочка;
веревочка;
ковырялочка;
вращение на середине и в продвижении по диагонали;
дробные выстукивания, 1,2 вида ключа;
11
различные виды ходов (переменный шаг, притопы, «Елочка», «Гармошка»).
6. Репетиционная работа – 10 часов
Теория: Слушание и анализ мелодий для северокавказских танцев. Просмотр
постановок известных ансамблей кавказского танца.
Практика: отработка основных движений и сложных моментов танца. Изучение
сольного танца. Подготовка к выступлению.
7. Промежуточная аттестация – 2 часа
Оценочные материалы:
тесты;
опросники;
индивидуальные карты.
12
Учебный план
3-ий год обучения
№
Тема раздела, занятия
Количество часов
всего теория практика
1
Форма
аттестации /
контроля
Инструктаж по
технике
безопасности
Беседа
2
10
Беседа, игры
30
6
24
Концертный
номер
24
4
20
2
1
1
Концертный
номер
Отчетный
концерт
1.
Введение
2
1
2.
Основы танцевального
искусства
Развитие творческих
способностей
(импровизация, музыкально
– ритмические игры)
Постановка
хореографических
композиций
Танцы наров Северного
Кавказа
Итоговая аттестация
2
2
12
3.
4.
5.
6.
ВСЕГО:
72
часа
13
Содержание учебного плана
3-ий год обучения
1. Введение – 2 часа
Теория: Правила поведение в учреждении. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с целями и задачами на учебный год.
Практика: Упражнения под музыку.
2. Основы танцевального искусства – 2 часа
Теория: Танцевальная и песенно-музыкальная культура Северного Кавказа.
Общие и отличительные свойства в хореографии народов Северного Кавказа.
Национальный костюм.
Практика: Упражнения под музыку.
3. Развитие творческих способностей – 16 часов
Теория: Импровизация в танце. Упражнения.
Практика: музыкально – ритмические игры:
Веселые подружки;
Глашенька учит танцевать;
Зайцы;
Петушок;
Тук-тук молотком
Импровизированные танцы, упражнения.
4. Постановка хореографических композиций – 30 часов
Теория: Постановка новых танцев
Практика: Работа над композицией и движениями изученных танцев. Отработка
движений танца. Отработка сложных моментов танца. Работа над концертным
репертуаром.
5. Танцы наров Северного Кавказа – 24 часа
Теория: Просмотр танцев народов Северного Кавказа
Практика: Разучивание упражнений.
Элементы молодежного танца :
Ход движения на всю ступню;
Основные движения рук;
Боковой ход на носках;
Круговой ход на полупальцах;
Круговое движение на коленях на полу;
Прыжки с полным поворотом в воздухе;
Боковой ход «Припадание»;
Ковырялочка (прямая, боковая);
14
Шане по диагонали;
Хлопки рук перед собой, сверху-вниз;
Повороты;
Прыжки с двух ног, согнутыми назад;
Трюки одинарные, двойные.
6. Итоговая аттестация – 2 часа
Отчетный концерт
Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
2 год
3 год
Дата начала
учебного
года
01.09.23г.
01.09.23г.
01.09.23г.
Дата
окончания
учебного года
31.05.24г.
31.05.24г.
31.05.24г.
Количество
учебных
недель
36
36
36
Итого:
Количество
учебных часов в
год
72
72
72
216
Условия реализации программы
Занятия по хореографии проводятся в большом помещении с хорошей
акустикой, зеркалами, вентиляцией. Зал оборудован в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями.
В зале имеются все необходимые
материально-технические средства обучения.
Материально-техническое обеспечение:
Для успешной реализации программы необходимы следующие средства
обучения:
светлый и просторный зал;
зеркальная стена;
деревянный или паркетный настил пола;
аудиоаппаратура;
музыкальный центр;
колонки;
сценические костюмы для концертов;
различная атрибутика занятий;
MP3 – музыка с национальными мотивами разных кавказских народов;
15
специальная тренировочная
брюки.юбки).
одежда
и
обувь
(чешки,
трикотажные
Учебно-методическое и информационное обеспечение
данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
учебная литература;
методические пособия;
инструктаж по охране труда и технике безопасности;
тематические презентации;
Интернет-ресурсы;
CD-диски с записями различных национальных мелодий;
MP3-музыка национальных мотивов разных народов;
аудио- и видео- материалы:
Форма аттестации:
итоговые занятия;
показ освоенного материала родителям;
выступление с танцевальными номерами на праздниках и развлечениях;
отчетный концерт.
Для полноценной реализации программы применяются следующие виды
контроля:
входной контроль;
текущий контроль;
промежуточный контроль;
итоговый контроль.
Оценочные материалы
Мониторинг развития практических навыков в области танцевального
искусства и развития эстетического вкуса, освоения программы «Хореография»
осуществляется в форме наблюдения за детьми и оценивания уровня
приобретения практических знаний и умений (низкий, средний, высокий). На
каждого ребенка заполняется карта освоения программы «Хореография».
Оценочные материалы: тесты, опросники, индивидуальные карты.
Оценка уровня:
«высокий» уровень - все показатели отмечены знаком «+»;
«средний» уровень - большинство показателей отмечены знаком «+»;
«низкий» уровень - большинство показателей отмечены знаком « - ».
16
Список литературы:
Для детей:
1. Барышникова Т.К. Азбука хореографии, СПб., 1996г.
2. Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение, Москва,
1984г.
3. Звездочкин В.А. Классический танец, Ростов н/д, 2003г.
Для педагогов:
1. Основы актерского мастерства по методике Корогодского З., М., 2008г. №1
«Я вхожу в мир искусств»
2. Нагайцева Л.Г. Адыгские народные танцы, Издательство «Эльбрус» Нальчик,
1986г.
3. Холфина С. «Вспоминая мастеров Московского балета...», Москва
«Искусство», 1990г.
17